Неточные совпадения
И еще раз убеждался в том, как много люди выдумывают, как они, обманывая себя и других, прикрашивают жизнь. Когда Любаша, ухитрившаяся побывать в нескольких городах провинции, тоже начинала говорить о росте
революционного настроения среди учащейся молодежи, об успехе пропаганды
марксизма, попытках организации рабочих кружков, он уже знал, что все это преувеличено по крайней мере на две трети. Он был уверен, что все человеческие выдумки взвешены в нем, как пыль в луче солнца.
Не научное сознание в
марксизме является источником
революционного динамизма, а его мессианское ожидание.
Марксизм раскрывал возможность победы революции, в то время как старые
революционные направления потерпели поражение.
Это было философское обоснование
революционного социализма, к которому я стоял ближе других сторонников критического
марксизма.
Порвав с традиционным аристократическим миром и вступив в мир
революционный, я начал борьбу за свободу в самом
революционном мире, в
революционной интеллигенции, в
марксизме.
Революционное истолкование Гегеля упреждало
марксизм.
Луначарский утверждал, что такая защита бескорыстной истины, независимости интеллекта и права личного суждения противоречит
марксизму, который подчиняет понимание истины и справедливости
революционной классовой борьбе.
Мое общее впечатление было такое: он и тогда не играл такой роли, как Герцен в годы"Колокола", и его"платформа"не была такой, чтобы объединять в одно целое массу
революционной молодежи. К
марксизму он относился самостоятельно, анархии не проповедовал; а главное, в нем самом не было чего-то, что дает агитаторам и вероучителям особую силу и привлекательность, не было даже и того, чем брал хотя бы Бакунин.
Уже в начале девяностых годов, совершенно не отражаясь в легальной литературе, в
революционной русской среде все больше начинали распространяться идеи
марксизма, развитые еще в середине восьмидесятых годов Г. В. Плехановым и возглавляемою им группой «Освобождение труда».
Но у Белинского это принимает форму кризиса гегелианства, с которым вся левая,
революционная русская мысль порывает до возникновения русского
марксизма, который вновь обратился к Гегелю, но понял его диалектику революционно.
В этом крыле русского
марксизма революционная воля преобладала над интеллектуальными теориями, над книжно-кабинетным истолкованием
марксизма.
И должен был выработаться русский
марксизм, соответствующий этому
революционному типу и этому
революционному тоталитарному инстинкту.
Только эта сторона
марксизма могла внушить энтузиазм и вызвать
революционную энергию.
Не
революционному народничеству, а именно ортодоксальному, тоталитарному
марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которое представлялось столь неизбежной первым русским марксистам.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего
революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если
марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена
революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и духовного творчества.
Марксизм был более сложной умственной теорией, чем те теории, на которые до сих пор опиралась
революционная интеллигенция, и требовал больших усилий мысли.
Происходило все более и более разделение внутри русского
марксизма на ортодоксальное, более
революционное крыло и на критическое, более реформаторское крыло.
Но
революционная диалектика
марксизма есть не логическая необходимость самораскрытия и саморазвития идеи, а активность
революционного человека, для которого прошлое не обязательно.
Плеханов, глава меньшевистской фракции социал-демократии, был книжным теоретиком
марксизма, а не
революционным вождем.
Критический
марксизм мог иметь те же конечные идеалы, что и
марксизм революционный, считающий себя ортодоксальным, но он признавал раздельные, автономные сферы, он не утверждал тотальность.
Этот «ортодоксальный»
марксизм, который в действительности был по-русски трансформированным
марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону
марксизма, а его мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, допускающую экзальтацию
революционной воли, выдвигающую на первый план
революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
Убийство Александра II по постановлению партии «Народная воля» было концом и срывом русских
революционных движений до возникновения
марксизма.
Но
марксизм представляет собою крайне некритическое смешение точки зрения объективной эволюции, совершающейся неотвратимо и фатально, с точкой зрения субъективно-классовой, переоценивающей значение
революционной активности пролетариата.